г. Владивосток, ул. Русская, 17/1
Тел.: (423) 231-93-48

Уполномоченный Приморья рассказал о значимости института государственного правозащитника в сегодняшних реалиях

5 сентября Уполномоченный по правам человека в Приморском крае Юрий Мельников в ходе V Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина: региональный аспект» выразил мнение, что «в свете определенного разрушения международно-правовой архитектуры, важной задачей является наделение представителей государственной правозащиты реальными, действенными инструментами по защите прав человека и гражданина».

 

Выступление Уполномоченного по правам человека в Приморском крае Ю.Б. Мельникова

Уважаемые коллеги!

Сегодня мы все являемся свидетелями, как современные вызовы серьезно меняют правовое и политической пространство, что безусловно, влияет на развитие общественных отношений. Какие правовые принципы в этих условиях выходят на первый план?

Наряду с основополагающими принципами права, такими как справедливость, законность, юридическое равенство, социальная свобода, особое место занимает принцип уважения прав человека, который, по сути, в той или иной степени является их отражением.

Поэтому, в этом плане, полагаю, государственных правозащитников-практиков, в первую очередь, и волнует фактическая реализация принципа уважения прав человека и его соблюдения. Как говорил Цицерон, добродетель состоит в защите людей.

Однако, нынешние глобальные вызовы современности, к сожалению, обозначили «хрупкость» применения этого принципа.

По сути, имеет место абсолютный оксюморон: с точки зрения классической теории права «естественных» прав человека (неотчуждаемых и неделимых) нельзя лишить, это – аксиома. Но тем не менее, мы наблюдаем на протяжении последних месяцев грубые нарушения прав российских граждан. Не случайно сегодня активно рассуждают о так называемом «санкционном» праве.

Означает ли это крах правовой системы? Забвение принципа «уважение прав человека». Конечно, нет!

В нынешних условиях разрушения международных правовых механизмов защиты прав и свобод на первый план выходят внутренние правозащитные нормы, институты и структуры.  Одной из таких структур является институт Уполномоченного по правам человека в РФ и в субъектах.

Как известно, региональный омбудсмен является дополнительным гарантом государственной защиты прав и свобод человека и гражданина. И в этом смысле, в свете определенного разрушения международно-правовой архитектуры, важной задачей является наделение представителей государственной правозащиты реальными, действенными инструментами по защите прав человека и гражданина. Это, на мой взгляд, один из правовых ориентиров на ближайшее будущее.

Отрадно, что в последние годы наблюдается именно такая положительная тенденция. Так, полтора года назад был принят Федеральный закон об уполномоченных в субъектах Федерации.

Этот закон наделил региональных омбудсменов серьезным дополнительным инструментарием. На мой взгляд, этот дополнительный инструментарий позволил в разы повысить эффективность защиты прав жителей Приморья.

Архиважно, что нам была предоставлена возможность судебного обжалования решений государственных и муниципальных органов.

Так, в необходимых случаях вместо увещевания недобросовестных чиновников мною уже предъявлено 7 административных исков в интересах граждан (для восстановления жилищных прав сироты, инвалида-колясочника, проверки обоснованности коммунальных тарифов, возмещение пенсионеру компенсации Пенсионным Фондом за провоз багажа при выезде из районов Крайнего Севера и др.). Примечательно, что, как правило, в суде требования омбудсмена удовлетворяются добровольно, в публичном пространстве спорить с уполномоченным не очень приятно и комфортно.

 

Характерным примером является обращение к нам пожилой пенсионерки, проживавшей в аварийном доме и платившей за содержание жилья по завышенным тарифам. Мы отправили обращение для проверки главе администрации, но он переправил его третьим лицам, проблема «зависла». Обратились в суд, чтобы обязать чиновника разобраться детально. Суд нас поддержал, после чего глава мгновенно предоставил женщине новое жильё. Такой подход к разрешению проблем граждан для нас очень важен.

Уже немало в юридическом сообществе России, в том числе на прошедшем в июне Х Петербургском международном юридическом форуме, где я имел честь принимать участие, говорилось о фактическом закреплении норм международных конвенций о защите прав граждан в Конституции РФ. Поэтому вместо ЕСПЧ в необходимых случаях россияне могут обращаться в Конституционный Суд РФ.

В этом плане очень важно, что законодатель не так давно наделил и региональных уполномоченных правом обращения в Конституционный Суд в интересах граждан. Таким образом, у региональных омбудсменов в контексте судебной защиты появился еще один мощный инструмент.

Это позволяет защищать права и интересы жителей регионов в тех случаях, когда необходима «точечная» корректировка действующего законодательства, оперативное изменение ведомственных правовых актов.

Напомню пример из своей практики. Так, мы столкнулись с ситуацией, когда по искам регионального управления МЧС РФ суды стали выселять вместе с детьми сотрудников, уволенных в связи достижением предельного возраста пребывания на службе, но оставшихся работать практически на тех же должностях по трудовому договору. При этом государство со своей стороны не выполнило обязанности по предоставлению жилья. Мы посчитали, что конституционно-правовой смысл решений судов противоречит гарантированному Конституцией праву граждан на жилье.

Хотя Высокий суд с нами не согласился, но в своем определении он, по сути, высказал рекомендации органам исполнительной власти о путях решения названных проблем пенсионеров МЧС. Я обратился к Татьяне Николаевне Москальковой с просьбой направить запрос Министру МЧС о корректировке ведомственных актов с учетом мнения суда. В результате, граждане остались проживать в своих квартирах.

В деле защиты интересов граждан исключительное значение имеет появившаяся возможность уполномоченного ходатайствовать перед правоохранительными органами о возбуждении уголовного преследования в отношении нерадивых чиновников. За два года нам удалось инициировать для восстановления прав граждан возбуждения 12 уголовных дел.

Например, показательна история жительницы Владивостока, которая в 2014 году временно уехала на долгий период, а злоумышленники продали её квартиру по поддельным документам. Гражданка осталась без крова и была вынуждена жить в монастыре. В органах полиции в возбуждении уголовного дела ей неоднократно отказывали. Лишь после нашего вмешательства, спустя 7 лет было возбуждено уголовное дело по факту хищения путем мошенничества.

Другой пример — это обращение гражданки, муж которой находился в местах лишения свободы. Ей звонили якобы сотрудники колонии с просьбой перевести деньги, иначе случится «страшное». Испугавшись, она сначала перевела 70 тысяч рублей, потом обратилась в наш аппарат. С нашей подачи МВД и ГУФСИН провели проверку, нашли вымогателя. Было возбуждено уголовное дело, состоялся приговор суда – 2, 5 года лишения свободы.

Имеется и положительная практика реализации такого нового полномочия, как обращение к прокурору субъекта с ходатайством о пересмотре вступивших в законную силу приговоров и других судебных решений.

Так, по нашему аргументированному ходатайству в интересах потерпевшего Т. по представлению прокурора Приморского края отменено в кассационном порядке постановление суда о прекращении уголовного дела в связи с истечением сроков давности в отношении подсудимого, причинившего Т. тяжкий вред здоровью.

Кроме того, законодателем в специальном законе были серьезно усилены и гарантии деятельности региональных уполномоченных. Многие из них на местах, в том числе Ваш покорный слуга, обладают и реализуют право законодательной инициативы.

В частности, в мае текущего года депутатами Законодательного Собрания Приморского края единогласно поддержан внесенный мной в порядке законодательной инициативы законопроект, касающийся оказания бесплатной юридической помощи адвокатами за счет средств краевого бюджета беженцам, в экстренном порядке прибывшим в Приморский край из Украины, ДНЛ, ЛНР.

Вместе с тем, уважаемые коллеги, безусловно, национальное право в рамках реализации принципа уважения прав человека должно совершенствоваться.

Во-первых, это касается, в том числе, и норм, регулирующих статус самих правозащитников, пока мы остановились на полпути (необходимо право обращения в кассационный суд, ознакомления с материалами уголовных дел; для исключения правовых коллизий закрепление новых полномочий региональных омбудсменов в процессуальных кодексах и др.).

Второе направление модернизации национального права – это совершенствование норм, направленных на обеспечение прав и свобод граждан. К примеру, как показывает анализ практики уполномоченных во многих регионах, давно «набил оскомину» вопрос о процессуальном положении лиц, заявляющих о возбуждении уголовных дел, но которым в этом неоднократно отказывают. Полагаю, логичным признавать их потерпевшими уже с момента обращения с соответствующими заявлениями.

Заслуживает внимания инициатива Верховного Суда РФ о разрешении оспаривать так называемые «непродуманные» решения чиновников.

 

И, наконец, третье.

Данностью нашего времени является глобальная цифровизация. Безусловно, новые технологии значительно облегчают жизнь людей.

Однако цифровой прогресс порождает и злоупотребления: появление и развитие преступности при осуществлении финансовых операций в интернете, проблемы защиты прав покупателей в онлайн магазинах, безопасности данных граждан, в том числе номеров телефонов, банковских карт и т.п. К примеру, во Владивостоке в 2020 году количество хищений с банковских карт граждан выросло на 442%. В Приморье каждое 6-е преступление совершается с использованием айти-технологий, по сведениям Генеральной прокуратуры РФ, озвученными на международном юридическом форуме в Санкт-Петербурге, в стране — каждое 4-е.

В связи с этим, особую остроту приобретают вопросы правового просвещения населения, усиления информационной безопасности персональных данных, повышения эффективности работы правоохранительных органов.

Кроме того, является необходимой дополнительная законодательная фиксация юридической ответственности цифровых платформ и сервисов за информационный контент, размещаемый на их ресурсах. Здесь я полную поддерживаю позицию руководства Следственного комитета РФ, заострившего этот вопрос.

Завершая свое выступление, еще раз хочу подчеркнуть. Очень важно, чтобы, несмотря на вызовы современности, именно право – как национальное, так и международное – оставалось «щитом» от глобальных потрясений, а государство — обеспечивало надлежащую реализацию принципа уважения прав человека путем эффективного функционирования соответствующих институтов, в том числе и государственных правозащитников.

Источник: https://ombudsmanrf.org/

Версия для печати Версия для печати