Главная

Защита прав детей-сирот

11.2008

Прокуратурой края на имя Губернатора Приморского края внесено представление об устранении нарушений законодательства о защите прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Прокуратурой Приморского края проведена проверка исполнения законодательства о защите прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Результаты проверки свидетельствуют о том, что реализация установленных федеральным и краевым законодательством полномочий, регламентирующих дополнительную социальную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории края должным образом не обеспечивается.

В частности, допускаются нарушения законодательства, регламентирующего порядок и сроки проведения обследования условий жизни выявленного ребенка, оставшегося без попечения родителей, постановки его на первичный учет и устройства.

Ненадлежащим образом организована работа по обеспечению органами опеки и попечительства, учреждениями сохранности принадлежащих детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, имущества и доходов (г. Артем, г. Владивосток, Кировский и Хорольский муниципальные районы).

К примеру, постановлением главы Кировского муниципального района за несовершеннолетней Б. закреплено жилое помещение, состояние которого контрольным актом обследования 04.08.2008 признано удовлетворительным, в то время как данный дом непригоден для проживания. За несовершеннолетними М. закреплено жилое помещение, которого не существует, однако дети на регистрационный учет в качестве нуждающихся в жилом помещении не поставлены (Хорольский муниципальный район). Аналогичные нарушения выявлены в ГОУ «Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат № 1 VIII вида» г. Владивостока.

Органами опеки и попечительства не соблюдаются установленные законом сроки принятия решения о передаче ребенка в семью (ЗАТО г.Фокино, г. Арсеньева Надеждинский муниципальный район и др.).

Установлены нарушения требований ст. 122 Семейного кодекса РФ в части информирования органов опеки и попечительства о детях, оставшихся без попечения родителей.

Так, в школе-интернате основного общего образования п. Ярославский обучаются четверо детей, которые на протяжении нескольких лет, постоянно (за исключением летних каникул) находятся в школе-интернате. Родители, проживающие в другом муниципальном районе, детей не навещают, забирать отказываются, материально их не содержат. Однако администрацией учреждения указанная информация в органы опеки и попечительства не направлялась.

Не отвечает предъявляемым законом требованиям работа по защите имущественных прав несовершеннолетних территориальными отделами по Хасанскому, Кировскому, Черниговскому, Спасскому муниципальным районам. Органы опеки и попечительства не располагают сведениями о фактическом наличии и состоянии закрепленных за детьми жилых помещений, пригодности их для проживания. Соответствующие документы в личных делах опекаемых (подопечных) отсутствуют, информация в администрации сельских поселений о наличии на их территории закрепленного за детьми указанной категории жилья органами опеки не направляется.

Недостаточно налажена эта работа и в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Несвоевременные меры по защите прав несовершеннолетних В., в том числе предусмотренных ст. 91 Жилищного кодекса РФ, повлекли утрату закрепленного за детьми жилого помещения. Жилой дом в 2007 году разобран и продан по частям отцом детей (Спасский муниципальный район).

В некоторых случаях за детьми закрепляется жилье, принадлежащее опекунам либо посторонним лицам (Кировский муниципальный район).

В ходе проверки установлен факт незаконного пользования жилым помещением, закрепленным за несовершеннолетними В., которое незаконно в течение трех лет фактически арендовалось индивидуальным предпринимателем под магазин (Кировский муниципальный район).

Не всегда учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, используется весь комплекс мер по защите имущественных прав воспитанников, в том числе на получение алиментов (ГОУ «Детский дом № 4» г. Владивостока, ГОУ «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с. Покровка», ГОУ «Детский дом п. Новошахтинский», ГОУ «Детский дом г. Дальнереченска», ГОУ «Детский дом с. Черниговка»).

Установлены факты незаконного снятия денежных средств со счетов воспитанников в ГОУ «Школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей п. Кавалерово». Денежные средства снимались на приобретение одежды, обуви, предметов личной гигиены, телефонов, лекарств, а также имущества, которое должно предоставляться бесплатно, поездку в город. Причем в одних случаях заявления воспитанников, а также отчеты о расходовании средств отсутствуют, в других - отчеты составляются формально без приложения документов, подтверждающих расходование средств. Ни в одном случае согласие органов опеки и попечительства на снятие денежных средств получено не было.

Выявлены недостатки в деятельности органов опеки и попечительства при передаче детей в приемную семью в части отсутствия медицинского заключения о состоянии здоровья кандидатов, заявления кандидатов, согласия детей, достигших возраста 10 лет, условий содержания и воспитания ребенка, условий и размера оплаты труда приемных родителей.

Не обеспечивают органы опеки и попечительства и надлежащий контроль за исполнением приемными родителями своих обязанностей. В частности, работники территориальных отделов семьи не посещают, факты не предоставления приемными родителями сведений об израсходованных средствах, выделяемых на содержание детей, игнорируют (Черниговский муниципальный район).

Недостатки в деятельности территориальных отделов опеки и попечительства, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обусловлены отсутствием надлежащего контроля за их работой со стороны департаментов образования и науки, социальной защиты населения Приморского края, а также несоответствием штатной численности специалистов органов опеки и попечительства нормативам, установленным Законом Приморского края от 25.12.2007 № 185-КЗ «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Приморском крае».

Результатом формального контроля за работой территориальных отделов со стороны департамента образования и науки явилось ненадлежащее исполнение органами опеки и попечительства обязанностей по подготовке документов для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями. В итоге из 147 в сводный список детей, имеющих право на получение жилого помещения в 2009 году, включено только 57 человек.

По итогам проверки горрайпрокурорами внесено 52 представления, принесен 1 протест, возбуждено 16 дел об административном правонарушении, объявлено 1 предостережение, инициировано возбуждение 2 уголовных дел.

Прокуратурой края на имя Губернатора Приморского края внесено представление об устранении нарушений закона.


Источник — Пресс-служба прокуратуры Приморского края

Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Приморском крае