Главная

Почему от поставщиков коммунальных услуг зависит получение гражданами законной помощи от государства

11.12.2007 г.

В адрес Уполномоченного по правам человека в Приморском крае поступают многочисленные обращения граждан по поводу отказа в предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.

В большинстве случаев при отказе соответствующие органы ссылаются на пункт 6 Правил предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, согласно которому субсидии при наличии задолженности не предоставляются до ее погашения или заключения соглашения о ее погашении.

Однако очень часто, наличие в квитанции на оплату жилья задолженности не означает существование реального долга. Коммунальные организации далеко не всегда добросовестно выполняют свои обязанности по начислению платежей и проведению перерасчетов за некачественные коммунальные услуги, что влечет корректировку сумм в квитанциях самими жильцами. Во многих случаях долги тянутся годами, но коммунальные организации регулярно включают его в квитанции потребителей, не принимая более никаких действий к взысканию задолженности.

Поставщик коммунальных услуг, при нарушении его права на получение вознаграждения за оказанные услуги, должен обратиться в суд с требованием о взыскании задолженности с потребителей, но он этого не делает. При этом, как показывает опыт, не исключаются и счетные ошибки со стороны коммунальных организаций, из-за которых граждане лишаются права на социальную защиту, гарантированную государством.

В связи с этим, Уполномоченный по правам человека в Приморском крае направил Председателю Правительства РФ обращение, в котором предлагает изменить пункт 6 Правил предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, изложив его в следующей редакции:

«При наличии задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленной в судебном порядке, субсидии предоставляются гражданам при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению».

В ответе Министерства регионального развития Российской Федерации, рассмотревшего предложения Уполномоченного по поручению Председателя Правительства РФ, говорится, что «если у заявителя имеются основания полагать, что в платежных документах за жилое помещение и коммунальные услуги имеются неточности или ошибки, то гражданину необходимо урегулировать возникшие разногласия до момента подачи заявления о предоставлении субсидии».

Таким образом, Министерство регионального развития РФ не поддержало предложение по изменению Правил предоставления субсидий.

По мнению Уполномоченного, чиновниками Министерства не были учтены следующие существенные аргументы:

Урегулировать разногласия граждан и организаций ЖКХ в досудебном порядке удается крайне редко. Практически все организации жилищно-коммунального хозяйства не заинтересованы в разрешении этих разногласий. Кроме того, на выяснение причин возникновения и обоснованности долга потребитель вынужден тратить значительное время, более 15 дней, в результате чего как минимум за 1 месяц субсидии он получить не сможет.

Нельзя забывать, что за субсидией в основном обращаются законопослушные граждане, которые сами заинтересованы в полной и своевременной оплате коммунальных услуг. Вместе с тем, получатели субсидий - люди с низким уровнем дохода, не способные оплатить жилищно-коммунальные услуги без поддержки со стороны государства. За время, пока они выясняют причину задолженности (на что могут уйти месяцы), им приходится оплачивать жилищно-коммунальные услуги самостоятельно, тогда как сумма в квитанциях порой превышает их доходы, пенсии. Это неизбежно ведет к появлению новых долгов, уже в результате их неоплаты. Из такой «долговой ямы» без посторонней поддержки они уже не выберутся никогда.

В результате мы имеем ситуацию, когда органы государственной власти предоставляют необоснованные преимущества в защите гражданских прав поставщику услуг. И теперь от законности и добросовестности его действий зависит возможность получения гражданином социальной помощи от государства.

В связи с этим Уполномоченный обратился в Министерство регионального развития Российской Федерации с предложением пересмотреть позицию относительно внесения изменений в Правила предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.

Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Приморском крае