Главная

Разработан новый механизм рассмотрения жалоб граждан на чиновников

12.2010

Чиновников начнут штрафовать за ненадлежащее исполнение государственных услуг. Минэкономразвития подготовило законопроект, который должен создать эффективный механизм рассмотрения жалоб на качество госуслуг, в том числе путем установления ответственности должностных лиц федеральных органов исполнительной власти за несоблюдение требований законодательства.
Как рассказал "РБГ" Савва Шипов, директор департамента государственного регулирования минэкономразвития, сегодня оспорить действия чиновника можно в вышестоящем органе власти или в суде. "Первый вариант на практике не работает, а второй отнимает много времени и денег. К моменту вынесения судебного решения вопрос иска зачастую вообще теряет актуальность для заявителя", - пояснил он.
В законопроекте, по словам г-на Шипова, жалобам присваивается особый статус - претензии. Они рассматриваются чиновниками в приоритетном порядке в течение 15 календарных дней с момента регистрации. Граждане смогут оперативно подать претензию в письменной или электронной форме в органы власти через их официальные сайты или Единый портал госуслуг, а также по единому телефону доверия. "Таким образом, претензия подается на имя вышестоящего должностного лица. Если эта претензия удовлетворяется, прокуратура штрафует чиновника. Если претензия не удовлетворена, гражданин может обжаловать отказ в суде. В случае признания судом неправомерности отказа к ответственности привлекается как предоставляющий услугу чиновник, так и его начальник, отказавшийся удовлетворить претензию", - уточнил директор департамента минэкономразвития.
Законопроектом предусмотрена административная ответственность за несоблюдение порядка процедур и сроков, за требование документов, информации и платы, не предусмотренных административными регламентами, - штраф в размере от 3 тыс. до 5 тыс. рублей. За нарушение порядка и срока рассмотрения претензии, отказ в ее регистрации, а также за неинформирование прокуратуры о результатах рассмотрения - штраф от 3 тыс. до 5 тыс. руб., за повторное нарушение - от 5 тыс. до 10 тыс. рублей. А за неправомерный отказ в удовлетворении претензии - штраф от 10 тыс. до 30 тыс. рублей.
"Благодаря этому закону претензии будут оперативно рассматриваться под контролем органов прокуратуры, а значит, сократится количество обращений граждан в суды", - отметил Савва Шипов.
Эксперты считают, что предлагаемые поправки помогут гражданам и бизнесу в неравной борьбе с чиновничьим произволом. "Они позволят людям решать свои проблемы более оперативно, - говорит Елена Полеонова, партнер правового бюро "Олевинский, Буюкян и партнеры". - Граждане и организации получат право обращаться с претензией на решения и действия должностного лица в орган государственной власти или местного самоуправления (выбор останется за заявителем), а не в суд. Эти претензии будут рассматриваться в течение 15 календарных дней с момента обращения. Сейчас в законодательстве не предусмотрены такие жесткие сроки рассмотрения жалоб". Получить же решение суда в такие короткие сроки, по словам эксперта, невозможно.
Сегодня, по данным минэкономразвития, непосредственное отношение к гражданам и бизнесу на федеральном уровне имеют 889 услуг (функций). При этом, как показал организованный министерством мониторинг наиболее массовых общественно значимых услуг для граждан и бизнеса, на госуслуги мы в настоящее время тратим массу времени и денег. В частности предприниматели затрачивают на их получение в среднем на 40 % больше денег и на 50% больше времени, чем положено (см. диаграммы). Для граждан главную роль играют очереди и несоблюдение стандартов обслуживания. Бизнес больше озабочен непрозрачностью процедур, непредсказуемостью конечной стоимости услуги и необходимостью многократным предоставлением одинаковых документов в разные органы в процессе получения услуги. При этом для всех заявителей самым важным показателем остаются сроки получения госуслуги.
К сожалению, пока результаты мониторинга по регионам показывают, что время предоставления одних и тех же государственных услуг в зависимости от субъекта РФ может различаться в разы. Количество обращений в различные органы власти и организации в реальности зачастую в 2 и более раза превышает установленные в правовых актах нормативы.
"Сегодня чиновники постоянно нарушают установленные законом сроки и порядок предоставления услуг и документов, - подтвердила Ольга Пономарева, управляющий партнер Группы юридических и аудиторских компаний "Содействие бизнес проектам". - Несмотря на это, многие предпочитают исправлять бесконечные придирки чиновников, а не требовать надлежащего исполнения их обязанностей, так как существует устойчивое мнение, что жаловаться чиновникам на чиновников долго и малоэффективно". По словам эксперта, например, процент удовлетворения жалоб на решения налоговой инспекции со стороны вышестоящей инспекцией - ничтожен. Более действенным способом считается судебное разбирательство, но минусы этого пути - дорого и долго.
Бороться с чиновниками власть собирается в первую очередь с помощью штрафов. Именно поэтому новые законодательные инициативы устанавливают ответственность чиновников за нарушения закона.
"Впервые в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) вводится ответственность чиновников за нарушение порядка и сроков рассмотрения обращений граждан, а также за запрос у граждан и юридических лиц не предусмотренной законом и регламентом информации, - отметила Тамара Сивак, старший юрист аудиторско-консультационной компании "Грант Торнтон". Правда, говорить о том, насколько эффективно будет работать предлагаемая процедура, эксперт пока затрудняется. "Учитывая средний размер заработной платы клерков, которые сидят где-то "в окошке" и принимают документы, штрафы кажутся немаленькими, - рассуждает Тамара Сивак. - Это, с одной стороны, должно дисциплинировать клерков, но может сослужить и плохую службу: привести к тому, что количество государственных служащих, участвующих в оказании таких услуг, сократится, и тогда могут наступить проблемы с оказанием госуслуг".
Помимо этого, по словам эксперта, представляется, что для подачи претензии желательно, чтобы факт нарушения был каким-то образом задокументирован. А это не всегда возможно, потому что общение с чиновниками происходит у нас не только письменно, но и устно. "Какого-то письменного отказа и необоснованного письменного запроса может и не быть. И, соответственно, если такое нарушение документально не зафиксировано, руководитель госоргана всегда сможет сказать, что нарушения регламента не было", - заметила Тамара Сивак.
В свою очередь, Ольга Пономарева уверена, что предлагаемые поправки в КоАП РФ могут реально повлиять на чиновников, а то и вовсе оставить должностное лицо без зарплаты. "Законом предусмотрен штраф в размере от 3 до 5 тысяч рублей за взимание чиновником непредусмотренной законом платы - несколько таких штрафов в месяц, и зарплату как "корова языком слизала". При этом закон еще устанавливает довольно серьезные штрафы за неправомерный отказ в удовлетворении претензии - от 10 до 30 тысяч рублей. Помимо этого, предусмотрена и такая мера контроля - обязательное размещение информации о рассмотрении претензии налогоплательщика на сайте соответствующего органа и уведомление прокуратуры", - отметила эксперт.
 

Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Приморском крае