Главная

Доклад Уполномоченного по правам человека в Приморском крае за 2004 год


                        
                                                                    Введение

     Настоящий доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Приморском крае (далее – Уполномоченный) подготовлен в соответствии со статьей 14 Закона Приморского края от 11 декабря 1997 года № 110-КЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Приморском крае». Целью доклада является акцентирование внимания государственных и муниципальных органов власти, общественности на состоянии и мерах по обеспечению основных прав и свобод человека и гражданина в Приморском крае.
     Доклад подготовлен на основе обобщения результатов рассмотрения поступивших в адрес Уполномоченного коллективных и индивидуальных письменных и устных обращений граждан, а также изучения и анализа различного рода информации (средства массовой информации, государственные органы и правозащитные общественные организации) о соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Приморском крае. В докладе приведены официальные статистические данные органов государственной власти, использованы материалы социологических исследований, конференций, семинаров и «круглых столов», проведенных с участием Уполномоченного и сотрудников его аппарата.
   Настоящий доклад является первым ежегодным документом, который в соответствии с законодательством Приморского края является формой реагирования Уполномоченного как представителя государства на выявленные нарушения в сфере прав и свобод человека в Приморском крае. В докладе сосредоточено внимание на основных проблемах и задачах в данной сфере, содержатся суждения, оценки, выводы и предложения по созданию действенного механизма восстановления и защиты прав и свобод человека.
Уполномоченный выступает в качестве непосредственного представителя государства в общении с населением, в том числе с представителями его самых малообеспеченных слоев. Занимаясь разрешением проблемных ситуаций, Уполномоченный тем самым способствует укреплению авторитета государственной власти Приморского края. Как показывает опыт работы других регионов, подобные доклады Уполномоченного представляют собой важное средство реализации его полномочий, позволяют заострить внимание органов власти на проблемах, которые действительно требуют разрешения.

                                               
Основные направления деятельности
                                                       Уполномоченного в 2004 году
    Институты Уполномоченного действуют пока только в 29 субъектах Российской Федерации. В Дальневосточном федеральном округе они есть в Республике Саха (Якутия), в Амурской области и в Приморском крае.
    Появление Уполномоченного - омбудсмана - в Приморском крае стало знаковым событием. В настоящее время соблюдение прав и свобод человека и гражданина - главный критерий цивилизованности общества, его способности решать самые сложные политические, экономические и социальные проблемы. Одна из трудных задач современной политической реформы в России заключается в необходимости формирования и развития новых инструментов контроля деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, основанных на приоритетности в их деятельности заботы о защите прав человека. Рождение нового органа по защите прав и свобод человека в Приморье свидетельствует о том, что властные структуры края делают конкретные шаги в этом направлении.
Очевидно, что появление в крае совершенно нового института защиты прав человека предполагает необходимость формирования правового, организационного, научно-аналитического, информационно-справочного и иного обеспечения деятельности Уполномоченного. К настоящему времени практически все необходимые кадровые, материальные, финансовые и организационные условия для нормальной работы Уполномоченного и его аппарата созданы (наш юридический адрес: 690039, г. Владивосток, ул. Русская , 17/1, тел. 31-93-48, факс 319500, E-mail: ombuprim@mail.ru).
     Основными направлениями деятельности Уполномоченного по правам человека в Приморском крае в прошедшем году являлись:
рассмотрение обращений и организация личного приема граждан по вопросам нарушения их прав;
создание эффективного механизма и нормальных процедур восстановления нарушенных прав человека;
организация правового просвещения населения края по вопросам прав и свобод человека, и, прежде всего, детей и молодежи, государственных и муниципальных служащих;
обеспечение взаимодействия государственных институтов и некоммерческих (общественных) правозащитных организаций в деятельности по защите прав и свобод человека и гражданина.
Все вышеназванные направления деятельности мы рассматриваем как составную часть долгосрочных усилий по созданию и развитию в Приморском крае гражданского общества.
     Защита прав граждан меньше всего нуждается в шумных и массовых акциях. Требуется ежедневный, кропотливый труд специалистов-профессионалов по защите и восстановлению прав конкретного человека и свобод граждан, постоянный и принципиальный контроль за выполнением действующих законов.

                                        Общие данные об обращениях граждан

     В течение 2004 года Уполномоченному поступило 598 личных и коллективных письменных обращений граждан. В ходе личного приема граждан Уполномоченным и сотрудниками аппарата принято 329 устных обращений. Все обратившиеся письменно получили письменные ответы. Остальные получили консультации и рекомендации.
     Более детальный анализ обращений показывает, что наибольшее число поступивших в 2004 году обращений связано с нарушением социально-экономических прав граждан - 58,4 процента от общего количества. Второе место составляют нарушения личных прав заявителей - 42,6 процента.
Анализ обращений по отраслям права свидетельствует, что первое место уверенно занимают обращения о нарушениях в сфере применения уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства - 30,1 процента.
     Второе место занимают обращения о нарушениях прав в области социальной защиты населения - 18,3 процента. Содержащиеся в них сведения о нарушениях прав касаются предоставления льгот различного характера (по оплате жилищно-коммунальных услуг, услуг телефонной связи ветеранами и инвалидами, проезда в общественном транспорте, отпуска лекарственных средств, назначения и выплаты пенсий, предоставления путевок для лечения и отдыха). Третье место (17,8 процента) занимают жалобы на нарушения жилищного законодательства.
     Анализ географии обращений свидетельствует, что заявления и жалобы в письменной или устной форме поступили Уполномоченному из большинства городов и районов Приморского края (кроме Ханкайского и Яковлевского районов). Большинство обращений (373 письменных и 280 устных – 70 процентов от общего числа обращений) пришло из города Владивостока. Из города Артема поступило 39 заявлений, из города Уссурийска - 25, города Арсеньева - 16, городов Лесозаводска и Партизанска - по 15, из Чугуевского района в адрес Уполномоченного пришло 18 жалоб, из Михайловского района - 13.
Право на достойную жизнь

     В октябре 2004 года денежные доходы в среднем на душу населения в Приморье составили 5878,3 рублей и увеличились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 39,2 процента (это самый большой прирост в Дальневосточном федеральном округе). При этом утвержденная величина прожиточного уровня для трудоспособного населения составляла 3387 рублей, для пенсионеров - 2414 рублей, для детей - 3046 рублей. В крае при устойчивом росте уровня жизни сложилась положительная тенденция снижения доли населения с доходами ниже прожиточного уровня. При этом все еще более полумиллиона жителей Приморского края находятся за чертой бедности, причем практически каждый второй из них ребенок. Анализ статистических материалов, письменных и устных обращений свидетельствует о том, что за чертой бедности находятся не только безработные и люди преклонного возраста, но и те, кто имеет постоянную, но низко оплачиваемую работу.
     Результаты социального мониторинга свидетельствуют, что около половины населения края нуждаются в особой заботе государства. Более того, 230 тысячам, состоящим на учете в органах социальной защиты населения, необходима гарантированная адресная помощь в виде льгот, социальных пособий и выплат.
     В 2004 году Администрацией Приморского края, муниципальными образованиями предпринимались значительные усилия по социальной защите ветеранов, инвалидов и граждан пожилого возраста, развитию инфраструктуры системы социального обслуживания населения. Увеличились расходы краевого бюджета и бюджетов муниципальных образований на эти цели. Только на реализацию в крае Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» израсходовано около 500 млн. рублей, что на одну треть больше, чем в 2003 году. В такой же степени выросли расходы на реализацию Федерального закона «О ветеранах».
     Вместе с тем, очевидно, что нет необходимости в проведении детального сравнительного анализа результатов этой деятельности в 2004 году, так как после принятия Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» коренным образом изменились идеология и методы этой работы, основные параметры и оценки. На рубеже 2004-2005 годов стало понятно, что по своим социальным последствиям вступление в силу данного Закона сопоставимо с принятием в 1993 году Конституции Российской Федерации.
В преамбуле Закона сказано: «При переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны:
при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств;
реализовывать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования».
     В связи с вышеуказанным со всей очевидностью актуализировалась проблема повышения уровня профессиональной подготовки государственных и муниципальных служащих по вопросам формирования целостной социальной политики и проблемам нарушения прав человека.
В начале 2005 года, когда началась реализация положений данного закона, социально-экономическая ситуация в значительной части регионов Российской Федерации ухудшилась до неприемлемо низкого уровня, что стало причиной массовых спонтанных и организованных выступлений граждан. Это свидетельствует о том, что невнимательное отношение государственных структур и органов местного самоуправления к защите прав и свобод граждан могут стать причиной социально-экономического кризиса, в условиях которого все социальные процессы могут выйти из-под контроля.
     В Приморье благодаря своевременным действиям по созданию необходимой правовой базы (22 декабря 2004 года были приняты, а 29 декабря подписаны законы Приморского края № 206-КЗ «О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края» и № 218-КЗ «Об оплате труда работников государственных учреждений, финансируемых из краевого бюджета» и др.), конкретным организационным и финансовым усилиям Администрации Приморского края и органов местного самоуправления удалось не допустить крайних проявлений социального недовольства населения в большинстве городов и районов края (кроме городов Владивосток и Находка).
     Реальная жизнь еще раз подтвердила справедливость конституционного утверждения – «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Именно в соответствии с Конституцией «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
Не нужны какие-либо дополнительные доказательства того, что ситуация с соблюдением прав человека в нашей стране и в крае до сих пор свидетельствует о наличии значительного разрыва между провозглашенными Конституцией Российской Федерации правами и свободами и их реальным воплощением в жизнь большинства граждан. Стало очевидным, что проведение взвешенной и ответственной социальной политики в стране, в каждом субъекте Российской Федерации и в муниципальных образованиях возможно только при условии, что органы законодательной, исполнительной, судебной власти и их должностные лица понимают, что защита прав человека и гражданина определяет основной смысл и содержание их профессиональной деятельности, и руководствуются этим принципом в практической деятельности. 

                                                             Право на жилище

     Конституция Российской Федерации в статье 40 провозгласила в числе основных прав и свобод человека и гражданина право на жилище. Это право затрагивает основы жизни людей. Число обращений граждан по поводу отсутствия у них нормальных жилищных составляет пятую часть всех обращений к Уполномоченному. Положение осложняется тем, что по уровню обеспеченности жильем Приморский край занимает последнее место в Дальневосточном федеральном округе (на 11 процентов ниже, чем в среднем по России). В последние годы объемы жилищного строительства в крае таковы, что ежегодно лишь 5-6 процентов семей, состоящих на учете на получение жилья, улучшают свои жилищные условия. Очевидно, что при таких темпах жилищного строительства положение будет только ухудшаться. Особую остроту приобретает проблема недостатка социального жилья, что существенно снижает шансы на получение жилья и улучшения жилищных условий для социально незащищенных слоев населения края.
     Так, в обращении к Уполномоченному гражданин Е., проживающий в городе Владивостоке (ул. Успенского, 24), просит помочь решить его жилищную проблему. Актом городской межведомственной комиссии, который утвержден постановлением главы администрации города Владивостока от 23.06.1999 № 1171, дом, в котором проживает гражданин Е., признан непригодным для проживания. Это же постановление обязывает городской отдел по учету и распределению жилой площади предусмотреть выделение квартир под расселение жителей указанного дома. Не дождавшись решения вопроса, гражданин Е. обратился в суд Ленинского района, который 17 января 2002 года обязал администрацию города Владивостока представить благоустроенное жилье – двухкомнатную квартиру, однако до настоящего времени решение суда не исполнено.
    Отдельно нужно отметить невозможность реализации в нынешних условиях права инвалидов Великой Отечественной войны на получение жилья в первоочередном порядке. Из письма гражданки Ч. из города Партизанска, обратившейся с просьбой оказать содействие в улучшении жилищных условий как вдове участника Великой Отечественной войны видно, что ее муж - участник Великой Отечественной войны встал на льготную очередь еще в 1984 году. В течение 20 лет велась бюрократическая переписка участника войны с чиновниками различного рода. Но проблема так и не была решена. В июле 2004 года участник войны, так и не получив заслуженной квартиры, умер. Теперь все мытарства с квартирой легли на плечи его вдовы. Старая больная женщина проживает в ветхом муниципальном доме без коммунальных услуг.
     В крае остро стоит проблема обеспечения жильем лиц, которые лишились его в результате пожара, произошедшего не по их вине. Так, при проверке фактов, изложенных в обращении гражданина Д., было установлено, что в доме № 21 по ул. Дубовой 14 января 2002 года произошел пожар, в результате которого выгорела квартира. Постановлением главы администрации города Владивостока от 26.03.2002 № 409 утвержден акт межведомственной комиссии о признании квартиры непригодной для проживания. Между тем вот уже в течение трех лет другое жилье взамен сгоревшей квартиры гражданину Д. не было предоставлено даже из фонда жилья для временного поселения. 
    По каждому такому письму Уполномоченный обращается в соответствующие органы с предложением найти возможность обеспечения граждан жильем, принять меры по разрешению жилищного вопроса конкретного человека. Но в силу отсутствия свободного муниципального жилья реально добиться улучшения жилищных условий практически невозможно.
Только в городе Владивостоке по состоянию на 1 января 2005 года в списках очередников на улучшение жилищных условий в администрации города состояло около 6000 семей, а на льготной очереди - более 5000 человек, среди которых дети-сироты, инвалиды и участники Великой Отечественной войны, беженцы и другие категории граждан, имеющих льготы по предоставлению муниципального жилья. Единственным способом улучшения жилищных условий в настоящее время остается только покупка жилья в собственность, однако подавляющая часть населения не может себе этого позволить по причине низкого уровня доходов.
     Не менее острая проблема заключается в необходимости принятия действенных мер по защите прав граждан, проживающих в общежитиях.
     Очевидно, что нужны активные усилия по созданию условий для реального участия жителей края в ипотеке. Достаточно полезным может стать для нас опыт строительства муниципального жилья в Москве. Перспективными представляются дальнейшие усилия по реализации долгосрочных краевых целевых программ по строительству доступного жилья для Приморцев. В прошлом году только из краевого бюджета 190 миллионов рублей было направлено на реализацию краевой целевой программы «Квартира молодой семье». Более 250 семей – утвержденных участников Программы получили благоустроенное жилье.

                                   Право на труд и вознаграждение за труд

    В соответствии с пунктом 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации «каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы».
     В сентябре прошедшего года среднемесячная заработная плата в Приморском крае составляла 7380 рублей (в сентябре 2003 года - 5545 рублей). Рост заметный, но вместе с тем в учреждениях культуры и образования края, где работают квалифицированные специалисты, она была менее 4 тысяч и около 5 тысяч рублей соответственно, а в сельском хозяйстве - 4070 рублей.
К сожалению, до сих пор одной из самых острых является проблема несвоевременной выплаты заработной платы. По состоянию на 1 ноября 2004 года задолженность составляла более 600 млн. рублей, в том числе около 100 млн. недофинансирования из бюджетов всех уровней.
     Понятно, что пособие по безработице, отсутствие нормального заработка, задержка выплаты заработной платы делают невозможным лечение граждан, ставя под угрозу их здоровье и даже жизнь, препятствует реализации права на свободу передвижения, на жилье и материнство, получение платного образования и другие права.
     Жалобы на нарушение трудовых прав граждан поступали к Уполномоченному в течение всего 2004 года. Они приходили как от работников бюджетных организаций, так и от работающих на предприятиях и в организациях других форм собственности.
     К Уполномоченному поступило обращение гражданина И. по факту невыплаты заработной платы. Было установлено, что ФГОУ ВПО Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет имеет задолженность по состоянию на 1 августа 2004 года по выплате заработной плате и отпускных за счет средств федерального бюджета в сумме более 4 млн. рублей. Задолженность возникла из-за несвоевременного финансирования университета Федеральным агентством по рыболовству. В результате вмешательства Уполномоченного задолженность по выплате заработной платы была погашена.
     Одной из причин нарушения прав граждан на оплату труда является также существующее законодательство о банкротстве. Несмотря на принятие нового Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» существенного улучшения положения работников не наблюдается.
     К Уполномоченному продолжают поступать заявления граждан о том, что они не смогли получить задолженность по заработной плате в результате процедур банкротства предприятий, на которых работали. При этом работники не могут получить заработную плату не только за период до начала процедуры, но и после. Ситуация усугубляется еще и тем, что в ряде случаев конкурсное производство началось до вступления в силу нового закона. В этой ситуации оно регулируется Федеральным законом от 8 января 1998 года № 6-ФЗ, который в отличие от нового закона не предусматривает выплату во внеочередном порядке задолженности по заработной плате, возникшей после принятия Арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, и по оплате труда работников должника, начисленной за период конкурсного производства.
     К Уполномоченному обратились граждане Ф., Ш. и З., которые состояли в трудовых отношениях с ОАО ХК «Дальморепродукт», но работодатель не выплатил им заработную плату в полном объеме. Вместе с тем, на этом предприятии погашение задолженности проводилось согласно установленной законом очередности по мере реализации имущества и погашения дебиторской задолженности предприятия-банкрота. Данный факт свидетельствует об отсутствии в законодательстве гарантий защиты прав работников предприятий на случай его банкротства. Между тем больше всего в результате банкротства страдают именно физические лица. Поэтому необходимость в подобных гарантиях имеется.
     Ситуация с соблюдением трудовых прав граждан остается напряженной. Ее изменение возможно только в том случае, если и сами работники будут принципиально и настойчиво защищать свои права в судебных и административных инстанциях, обращаться туда по каждому случаю нарушения своих трудовых прав.
     Несмотря на то, что в крае сохраняется тенденция роста численности экономически активного населения, занятого в экономике, и сокращения общей численности безработных, до сих пор нет возможности утверждать, что положение на рынке труда можно считать удовлетворительным. В Приморском крае около 80 тысяч безработных, и эта проблема по-прежнему продолжает оставаться острой.
     В 2004 году высшие учебные заведения Приморья выпустили около 11 тысяч специалистов с высшим профессиональным образованием. Очевидно, что значительная часть из них не сможет трудоустроиться по полученной специальности. Назрела необходимость приведения номенклатуры и численности подготовки специалистов в соответствие с реальными потребностями регионального рынка труда.

Право граждан на справедливое судебное разбирательство и судебную защиту

     В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Анализ тенденций совершенствования законодательства показывает, что законотворчество идет по пути расширения сферы деятельности судебной власти, наделяя ее все большими полномочиями в различных областях права. Параллельно расширению сферы судебной деятельности усиливаются гарантии независимости судей, что также необходимо в демократическом государстве.
     Вместе с тем, следует отметить, что с расширением полномочий суда соответственно должна возрастать и ответственность судов за правильное и своевременное выполнение возложенных на них функций. Только профессиональный, независимый, не связанный корпоративными интересами и интересами каких-либо социальных групп или ведомств суд, осуществляющий свою деятельность публично, гибко, но в строго регламентированном законом порядке может справиться с поставленной перед ним задачей, успешно выполнять те функции, которые возложены на суды в действительно демократическом государстве.
     Только в суде, соответствующем вышеперечисленным требованиям, человек и гражданин может уверенно рассчитывать на выяснение всех необходимых обстоятельств по делу, объективное рассмотрение дела и вынесение законного, обоснованного, а главное, справедливого решения.
     В 2004 году в аппарат Уполномоченного поступило 192 обращения граждан, связанных с нарушением прав человека в области уголовно-процессуального законодательства. В том числе 85 обращений со стороны осужденных, не согласных с приговором суда, еще 49 обращений граждан и следственно-арестованных, указывающих на превышение должностных полномочий (применение специальных средств) работниками управления внутренних дел и прокуратуры Приморского края.
     Практика российского законодательства идет по пути запрета на применение пыток к людям. Все мировое сообщество любое унижение человека расценивает как пытку. К сожалению, в России дела обстоят по-другому. Доказать факт применения насилия в ходе дознания-следствия очень сложно. Из поступивших обращений в адрес Уполномоченного видно, что пытки настолько изощрены, что после применения таковых, например, после одевания на голову противогаза, установить факт насилия невозможно.
    Существует порочная практика, что сотрудники прокуратуры, принимающие участие в задержании того или иного лица, сами проводят проверку в порядке статьи 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, то есть рассматривают вопрос о наличии в действиях сотрудников внутренних дел состава преступления.
     Так, обратившийся на личный прием в аппарат Уполномоченного гражданин Г., жаловался на постановление следователя прокуратуры Советского района г. Владивостока об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении сотрудников милиции, которыми он был избит. Несмотря на то, что он конкретно указывал, что при его избиении в кабинете уголовного розыска находился следователь прокуратуры, который в дальнейшем и проводил в отношении сотрудников управления внутренних дел Советского района доследственную проверку. При таких обстоятельствах говорить о какой-либо объективности и непредвзятости не приходится.
Нередки жалобы от следственно-арестованных, в том числе и от их защитников, на упрощение процессуальных процедур следователями правоохранительных органов. Суть данной проблемы заключается в отсутствии даты в процессуальных документах либо отсутствии подписей понятых при ознакомлении с материалами уголовного дела. Кроме этого, следователи не утруждают себя пронумеровать листы уголовного дела, сшить его, как это требует закон. Перечисленные выше недочеты мотивируются прокурорами как техническая ошибка либо формальность. Эти мотивации далеко не формальность, это одна из гарантий защиты прав обвиняемого.
     К сожалению, наши правоохранительные органы еще не отошли от теории оправданности первоначальных действий, что если уголовное дело возбуждено, то обязательно будет обвинительный приговор, и это связанно не с объективной оценкой доказательственной базы, а с тем, что эти доказательства направлены на обвинение.
     Аналогичная ситуация складывается и с прекращением уголовных дел как по нереабилитирующим основаниям, так и по реабилитирующим, когда уголовные дела направляются в суд ради достижения статистики, а не для осуждения виновных, то есть, когда потерпевший говорит, что он не имеет претензий к обвиняемому и что возбуждение уголовного дела было инициировано самим органом следствия, а не им. При таком подходе силовые структуры превращают суды в «свалку» пустых уголовных дел, что является одной из причин загруженности судов. Четвертая часть уголовных дел, находящихся в судах - бесперспективные, то есть уже на стадии следствия ущерб был возмещен, а вина преступником признана.
     Особого внимания требуют обращения, поступившие со стороны следственно-арестованных на условия содержания в изоляторах временного содержания и следственных изоляторах.
Думаю, что все прекрасно понимают, что у силовых структур не хватает ни технических средств, ни даже человеческого ресурса для разрешения тех задач, которые перед ними ставит государство, но, тем не менее, это не может быть оправданием для игнорирования реальных проблем нарушения прав человека в этой сфере.

Нарушение прав граждан сотрудниками правоохранительных органов

     Нередко граждане страдают по причине нарушения их прав должностными лицами, которые по роду своей работы призваны охранять и защищать права людей. Незаконное применение физической силы, избиения, унижения человеческого достоинства, как правило, имеют место в процессе задержания граждан по подозрению в совершении преступления, до направления их в следственный изолятор и на начальной стадии предварительного следствия по уголовному делу. Стремление раскрыть преступление любой ценой и порождает нарушения сотрудниками милиции норм уголовно-процессуального законодательства, которые, как правило, выражаются в применение к задержанному незаконных методов физического воздействия.
     Так, к Уполномоченному поступило обращение гражданки П., которая жаловалась на действия следователя СО УВД города Артема, а именно на принятое следователем решение о прекращении уголовного дела и на некорректное поведение, допущенное в отношении заявительницы. После обращения Уполномоченного в прокуратуру Приморского края постановление следователя было отменено и предварительное следствие возобновлено, а сам следователь за неэтичные высказывания принес свои извинения гражданке. За допущенные нарушения уголовно-процессуального законодательства при расследовании уголовного дела № 5… прокурором края на имя начальника управления внутренних дел Приморского края было внесено представление об устранении допущенных нарушений.
     Обратившийся к Уполномоченному гражданин Б. жаловался на волокиту, допущенную прокуратурой Первореченского района города Владивостока при расследовании уголовного дела № 7…, по факту превышения должностных полномочий сотрудниками милиции. После обращения Уполномоченного в прокуратуру Приморского края с предложением усилить контроль со стороны руководства прокуратуры Первореченского района за расследованием данного уголовного дела было проведено оперативное совещание и в порядке, установленном статьей 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, первым заместителем прокурора края даны указания следователю по расследованию данного дела, а также вынесено предупреждение следователю о наложении дисциплинарного взыскания при повторении подобного халатного отношения следователя к расследованию уголовного дела.
Т    акже к Уполномоченному обратилась гражданка С., которая жаловалась на решение следователя прокуратуры Советского района города Владивостока об отказе в возбуждении уголовного дела по ее заявлению на действия сотрудников милиции. При изучении представленных заявительницей документов были установлены очевидные факты нарушения норм уголовно-процессуального законодательства, после чего Уполномоченным было подано обращение в прокуратуру Советского района города Владивостока с просьбой рассмотреть вопрос об отмене постановления следователя. Спустя два месяца после обращения, то есть когда уже истекли все процессуальные сроки для принятия решения, и уже после того, как сотрудники аппарата Уполномоченного связались с заместителем прокурора района, курирующего следствие, последний объяснил, что посмотрел материал и тот действительно оказался «сырым», поэтому он повторно отменил решение следователя об отказе в возбуждении уголовного дела и направил его на дополнительную проверку. О результатах проведенной проверки он обязан сообщить Уполномоченному и заявительнице. Однако спустя месяц никаких ответов из прокуратуры не поступало.

Нарушение прав граждан при регистрации по месту жительства, обмене и выдаче паспортов и применении законодательства о гражданстве

    Особенности географического положения Приморского края, принятие нового Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» от 11 ноября 2003 года № 151-ФЗ, формирование в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 № 928 «Вопросы федеральной миграционной службы» соответствующих структур в органах внутренних дел и ряд других обстоятельств актуализировали проблемы нарушения прав граждан при регистрации по месту жительства, обмене и выдаче паспортов. Это же касается и нарушений, связанных с применением законодательства о гражданстве и правовом положении иностранных граждан.
Основной задачей новых паспортно-визовых служб органов внутренних дел на территории края в настоящее время является исполнение нормативных актов: о свободе передвижения, выборе места жительства и пребывания в пределах Российской Федерации; о регистрационном учете населения и паспорте гражданина Российской Федерации; о выезде из Российской Федерации и въезде на ее территорию; о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства Российской Федерации; о российском гражданстве.
За последние годы объем работы паспортно-визовых служб увеличился в несколько раз. И связано это, в первую очередь, с расширением количества предлагаемых услуг, затрагивающих интересы, как граждан Российской Федерации, так и иностранных граждан (в том числе граждан СНГ).
     Приемы граждан ведутся при большом скоплении народа. К сожалению, в своем большинстве (за исключением Ленинского, Советского, Первомайского и Фрунзенского районов города Владивостока и города Уссурийска) паспортно-визовые службы (ПВС) края не имеют отдельных приемных для работы с заявителями. Прием ведется в тесных кабинетах, которые не удовлетворяют требованиям санитарно-гигиенических норм. Отсутствие помещений не позволяет в нормальных условиях работать не только с текущими документами, но и хранить архивные материалы. Зачастую сотрудники ПВО вынуждены вести прием в одном кабинете сразу по нескольким направлениям. Отсюда ошибки и недоработки в документах. И, как следствие, затяжной порядок рассмотрения и обоснованное недовольство и жалобы со стороны граждан.
Штатная численность в подразделениях ПВС Приморского края выросла незначительно, а рассматриваемые материалы стали гораздо сложнее и объемнее (в первую очередь это касается материалов по выдаче разрешений на временное проживание, выдаче видов на жительство и приобретения гражданства РФ). Изменился порядок оформления российских и заграничных паспортов, регистрации иностранных граждан, требующий одновременного создания регионального и федерального банка данных.
     В 2004 году сотрудниками ПВС края оформлено более 110 тысяч заграничных паспортов (в 2002 году – около 60 тысяч), около 2,5 тысяч жителей приобрели гражданство Российской Федерации, зарегистрировано более 200 тысяч иностранных граждан.
     Значительное увеличение объемов и сложности рассматриваемых материалов, а также нехватка штатных сотрудников, отсутствие нормальных условий для приема граждан и обработки документов приводит к нарушениям сроков рассмотрения материалов, негативной реакции граждан, образованию очередей, порождает законные жалобы. Более того, паспортно-визовое управление УВД Приморского края не прогнозирует в ближайшее время снижение количества обращений граждан по паспортно-визовым и другим вопросам.
Назрела необходимость приведения штатной численности соответствующих структур и условий их работы в соответствие с реальными потребностями создания современного уровня деятельности миграционных служб на территории Приморского края.

Право на социальное обеспечение

     В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации «каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом».
     По результатам переписи 2002 года более четверти населения Приморского края в качестве основного источника средств к существованию назвали пенсию (по возрасту - 19,8 процента, по инвалидности – 3,1 процента) и личное подсобное хозяйство. Почти 13 процентов заявили, что они живут на пособия различного рода (более 30,0 тысяч на пособие по безработице). Особую озабоченность вызывает социально-экономическое положение детей, пожилых людей и инвалидов. По состоянию на 1 июля 2004 года средний размер назначаемой месячной пенсии в крае был всего 1917 рублей, что составляло чуть более 80 процентов прожиточного минимума приморского пенсионера. Рост цен на продукты питания и медикаменты, значительное повышение уровня оплаты жилья и коммунальных услуг привели к тому, что тысячи людей, внесших неоценимый вклад в победу в Великой Отечественной войне и послевоенное восстановление и развитие страны, оказались в крайне неблагоприятных жизненных обстоятельствах. Усилия Администрации Приморского края (распоряжение Губернатора Приморского края от 15.03.2004 № 128-p) по выделению адресной социальной помощи в размере 600 рублей каждому из полумиллиона пенсионеров и 35 тысячам пенсионеров силовых и иных ведомств потребовали более 300 миллионов рублей из краевого бюджета. Вместе с тем, очевидно, что эта мера не решает самые неотложные проблемы, она лишь снижает их остроту.
     В Приморском крае продолжается работа по развитию и укреплению сети краевых и муниципальных учреждений социального обслуживания детей, граждан пожилого возраста и инвалидов. Эта сеть образует единую систему социальных учреждений и служб. Особую социальную значимость играют детские дома, которые сегодня есть практически в каждом городе и районе края. Трудно переоценить социальную роль домов-интернатов, центров социального обслуживания, а также социальных отделений при городских и районных управлениях и отделах социальной защиты населения. Такая сеть социальной помощи позволяет решать жизненно важные проблемы детей, оставшихся без попечения родителей, а также ряд специфических проблем лиц пожилого возраста и инвалидов, таких как снижение или утрата способности к самообслуживанию и поддержанию приемлемого уровня жизни.
     Ныне действующая пенсионная система основана на персонифицированном учете. Она охватывает практически все взрослое население страны, определяет механизмы формирования резервов пенсионных средств, порядок и условия установления пенсий для различных возрастных категорий. Условия назначения и выплаты пенсий определяются федеральными законами «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии», «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах».
     Анализ многочисленных обращений граждан, связанных с реализацией пенсионной реформы, свидетельствует о существенных недоработках, как в организационном плане, так и в правовом. Среди наиболее характерных и острых проблем, поднимаемых гражданами в последнее время, выделяются вопросы, связанные с главным хроническим недостатком пенсионной системы – низким уровнем пенсионного обеспечения, а также неуплатой страхователями страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
В адрес Уполномоченного также поступают обращения граждан о нарушении Федерального закона «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
Так, к Уполномоченному поступило обращение жительницы города Уссурийска Ч., которая жаловалась на отказ в выплате ей компенсации по возмещению расходов на оплату проезда к месту отдыха и обратно. При изучении представленных материалов было установлено, что Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Приморскому краю нарушает не только статью 4 Федерального закона «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», но и часть 2 статьи 13 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, которая требует исполнения всеми должностными лицами и всеми государственными органами постановлений суда. По исследуемой ситуации уже было вынесено решение суда о взыскании компенсации на оплату проезда с Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации в Приморском крае в пользу гражданки Ч., однако Пенсионный фонд не исполнял решения суда на протяжении двух лет. После неоднократных обращений Уполномоченного к управляющему Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Приморскому краю гражданке Ч. была выплачена компенсации и тем самым восстановлены права и социальные гарантии, предусмотренные законом.
    Поступающие обращения показывают, что у граждан возникают трудности при решении вопроса о назначении досрочной трудовой пенсии. С данной проблемой столкнулись лица, которые выполняют работу с особыми условиями труда. Так, к Уполномоченному поступило заявление гражданки Н. об отказе Пенсионного фонда в исчислении ей периода работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Отказ произошел по вине работодателя, не произведшего уплату соответствующих страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсия на льготных условиях устанавливается в связи с тем, что человек работает в особых условиях труда, которые особенно негативно влияют на его здоровье. В отдельных случаях причиной нарушения прав граждан на получение пенсии становятся действия и решения органов Пенсионного фонда Российской Федерации, которые при толковании Федерального закона «О трудовых пенсиях Российской Федерации» иногда занимают наиболее жесткую для пенсионеров позицию. Поступающие жалобы в основном не содержат указаний на конкретные нарушения пенсионного законодательства, в них заявители только указывают на маленький размер пенсии. Действующее пенсионное законодательство не обеспечивает возможность пенсионерам вести достойный образ жизни.
    Многие граждане не могут доказать свой трудовой стаж, размер своей заработной платы, что прямым образом влияет на размер пенсии. Причиной такого положения является утрата архивов предприятий, организаций, которые впоследствии были ликвидированы или реорганизованы. В этой ситуации даже активная помощь государственных органов может оказаться безрезультатной. К Уполномоченному обратилась гражданка Х., которая работала в тресте столовых и ресторанов, имела хороший заработок. Предоставив в органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о размере заработной платы за 60 месяцев в этой организации, гражданка могла бы иметь хорошую пенсию, нежели получала на момент подачи жалобы. Но документов, подтверждающих ее работу, ни по месту нахождения предприятия, ни в архиве края не оказалось.
Большие трудности возникают у лиц, ранее работавших на территории бывших союзных республик и приехавших на постоянное место жительства в Приморский край. Так, к Уполномоченному обратилась гражданка Б. с просьбой оказать содействие в зачислении недостающего периода времени ее работы в Белоруссии. После вмешательства Уполномоченного вопрос был разрешен.
Необходимо отметить еще одну проблему, которая стала возникать при назначении пенсии. Речь идет о сокрытии работодателями реально выплачиваемой работникам заработной платы. Во многих негосударственных организациях заработная плата состоит из двух частей: официальной, которая отражается в бухгалтерских документах, и неофициальной, выплачиваемой без отражения в бухгалтерских документах. При этом скрытая часть заработной платы является основной. Результатом такого положения станет мизерная пенсия, которую человек будет получать при выходе на заслуженный отдых. Такие обращения граждан поступают Уполномоченному после получения ими извещений о состоянии их индивидуального лицевого счета в Пенсионном фонде. В этих условиях необходимо усиление мер по борьбе с практикой выдачи заработной платы в конвертах. Однако без активной помощи самих работников изменение ситуации вряд ли возможно, так как подобные действия работодателя имеют скрытый характер и трудно доказуемы.
В крае проживает около 130 тысяч инвалидов, более 11 тысяч из них - дети. Понятно, что большинство из них находятся в трудной жизненной ситуации и нуждаются в материальной помощи со стороны государства, в социальной адаптации и реабилитации.
     Тем не менее, как свидетельствует анализ обращений, по-прежнему остро стоит вопрос включения инвалидов в общественную жизнь, создания условий для проявления ими гражданской активности. Причину этого они видят как в наличии у них физических психологических ограничений в силу состояния здоровья, так и в отсутствии соответствующей помощи со стороны государства по преодолению естественно возникающих трудностей.
     Для лиц, которые испытывают трудности в передвижении, общественный транспорт, как правило, не доступен, часто они даже не могут просто выбраться из дома. Фактически реабилитация инвалидов, направленная на создание условий для их участия во всех сферах общественной жизни, отсутствует.
    В этой связи весьма значимым является тот факт, что 22 декабря 2004 года Законодательным Собранием Приморского края был принят Закон Приморского края № 199-КЗ «О социальном обслуживании населения Приморского края». В этом Законе конкретно сформулированы основные понятия (социальные услуги, трудная жизненная ситуация) и принципы (адресность, доступность, приоритетность мер по социальной защите детей, инвалидов и лиц пожилого возраста) социального обслуживания населения, четко прописаны организация и формы социального обслуживания. Данный Закон вступил в силу с 1 января 2005 года, и актуальность его принятия напрямую связана с тем, что в стране с 1 января 2005 года социальная поддержка населения будет осуществляться в соответствии с идеологией монетизации социальных льгот, пособий и выплат. Сейчас очень важно принять все необходимые правовые акты Губернатора Приморского края с тем, чтобы Закон заработал эффективно и в полном объеме.

Защита прав детей и право на образование

     Будущее любого государства – его дети. Резкое уменьшение рождаемости привело к значительному сокращению детского населения края. По данным Всероссийской переписи населения на 9 октября 2002 года в Приморском крае было 460,2 тысячи детей (до 18 лет), что составляло около 20 процентов жителей края. В связи с практически двукратным уменьшением рождаемости за последние 15 лет количество детей в крае сократилось более чем на 35 процентов. За этот же период в два раза вырос процент детей, родившихся вне регистрированного брака. В 2004 году родилось 21598 детей (на 0,5 процента больше чем в 2003 году), из них около 8 тысяч детей родилось вне брака. В настоящее время в крае суммарный коэффициент рождаемости практически в два раза ниже значения, необходимого для численного замещения поколений родителей их детьми. В середине 2004 года по данным социального мониторинга более 250 тысяч детей проживали в семьях с доходами ниже прожиточного уровня.
     В крае насчитывается около 13,0 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Только в 2004 году выявлено 2821 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что на 9,3 процента выше, чем в прошедшем году. Более одной тысячи (38,7 процента) из них устроены в государственные учреждения, 170 остались неустроенными.
    В середине 2004 года в органах социальной защиты населения состояли на учете 11640 детей-инвалидов, что на 460 (4,1 процента) больше в предыдущем году.
     Низкий уровень социально-экономического положения многих семей является главной причиной того, что тысячи детей оказались в трудной жизненной ситуации. К этой категории относятся безнадзорные и беспризорные дети. Число таких детей остается неприемлемо высоким.
    Снижение морально-нравственных критериев, ослабление воспитательной функции семьи и учреждений образования и культуры, недостаточно эффективная работа по организации полезной занятости подростков способствуют криминализации несовершеннолетних. На начало 2005 года на учете в подразделениях по предупреждению правонарушений состояло 6552 подростка. Более 2800 несовершеннолетних стали участниками преступлений.
     Вместе с тем следует отметить, что в прошедшем году созданы нормальные жилищно-бытовые условия для отбывающих наказание в Находкинской воспитательной колонии для несовершеннолетних. Посещения колонии специалистами аппарата Уполномоченного свидетельствует, что администрация колонии в тесном взаимодействии с попечительским советом ответственно подошли к этой проблеме, и она была решена. В колонии функционирует общеобразовательная школа и профессиональное училище, действует психологическая служба.
Несмотря на проводимые в крае целевые мероприятия («Приморье без наркотиков»), ситуация с употреблением несовершеннолетними наркотиков и алкоголя пока остается неудовлетворительной. По данным краевого наркологического диспансера число несовершеннолетних, страдающих синдромом зависимости от наркотических веществ в 2004 году составило 209 человек. Истинное количество детей с наркологическими расстройствами значительно выше, так как указанные выше данные складываются только из числа обратившихся за помощью и зарегистрированных в диспансере.
     Эффективность деятельности соответствующих учреждений и служб по преодолению негативного воздействия на здоровье детей неблагоприятных условий их жизнедеятельности нельзя признать удовлетворительной. Ежегодные медицинские осмотры учащихся общеобразовательных школ выявляют значительное ухудшение здоровья за годы учебы, что свидетельствует о значительных перегрузках школьников. В крае на диспансерном учете с хроническими заболеваниями состоит каждый четвертый школьник.
     Одним из самых значимых факторов, влияющих на здоровье детей, является питание. Существенную роль в обеспечении детей раннего возраста специализированными продуктами питания играют молочные кухни. Однако количество молочных кухонь и раздаточных пунктов в последние годы существенно уменьшилось. Несмотря на меры, предпринимаемые Администрацией Приморского края и органами местного самоуправления по увеличению охвата и улучшению организации и качества горячего питания в общеобразовательных школах, до сих пор число бесплатно питающихся не удовлетворяет даже половины реальной потребности.
Система образования края в целом обеспечивает конституционное право жителей Приморья на образование. Дополнительный импульс развитию системы образования придает факт принятия в 2004 году законов Приморского края от 29.12.2004 № 201-КЗ «О начальном профессиональном образовании и профессиональной подготовке в Приморском крае» и от 29.12.2004 № 202-КЗ «Об образовании в Приморском крае».

Правовое просвещение

    Рассматривая организацию правового просвещения как одно из основных направлений деятельности Уполномоченного, мы подписали соглашения о совместной деятельности с Приморским институтом государственной службы (ПИГС) и Приморским институтом переподготовки и повышения квалификации работников образования (ПИППКРО). В этих институтах ежегодно проходят переподготовку и повышение квалификации около 10 тысяч государственных и муниципальных служащих, педагогических и руководящих работников образовательных учреждений края. Предметом соглашений является сотрудничество по организации правового просвещения государственных и муниципальных служащих, педагогических работников и учащихся общеобразовательных школ, а также населения Приморского края по вопросам прав и свобод человека. В соответствии с этими соглашениями в Приморском институте государственной службы с сентября 2004 года в учебную программу групп повышения квалификации включены 2-4 академических часа для чтения лекций (специалистами аппарата Уполномоченного) по вопросам прав и свобод человека. В группах переподготовки с 2005 года предполагается начать преподавание 16-часового специального курса «Социальная политика и права человека». Учебно-тематический план и учебная программа этого спецкурса разработаны специалистами аппарата Уполномоченного.
    Соглашение о взаимодействии с Приморским институтом переподготовки и повышения квалификации работников образования предусматривает включение в учебные программы курсов лекций по правам человека, защите прав детей и участников образовательного процесса. Особое внимание нашей тематике уделяется на курсах повышения квалификации руководителей школ, работников интернатных учреждений и детских домов, учителей начальных классов, истории и обществознания.
     В соответствии с вышеназванными соглашениями Уполномоченный и сотрудники его аппарата принимают активное участие в семинарах, конференциях, «круглых столах» и других мероприятиях, связанных с правозащитной тематикой. Ими прочитано более 50 лекций по тематике, связанной с защитой прав и свобод человека в Приморском крае, а также 1 сентября 2004 года проведены в школах города Владивостока 5 уроков по теме «Защита прав ребенка».
Сотрудники аппарата Уполномоченного принимают активное участие в мероприятиях, проводимых школой, а также участвуют в разработке различного рода грантовых проектов, организации и проведении краевых конкурсов по правозащитной тематике. Совместно с департаментом образования и науки Администрации Приморского края, ПИППКРО и Приморской школой прав человека 23-25 сентября проведен краевой семинар «Антикоррупционное воспитание в системе гражданского образования». При поддержке Уполномоченного проведен краевой конкурс учебно-методических разработок по антикоррупционной тематике для общеобразовательных учреждений. Победители и лауреаты конкурса награждены премиями, ценными подарками и дипломами Уполномоченного в его офисе.
    Одним из перспективных направлений нашей работы может стать реализация проекта формирования института уполномоченного по правам участников образовательного процесса в образовательных учреждениях края. Сотрудниками аппарата Уполномоченного и Приморской школы прав человека разработан проект Примерного положения об уполномоченном по правам участников образовательного процесса. В Приморском крае первый школьный омбудсман появился и успешно действует в средней школе № 19 города Находки. В школах края созрело понимание того, что правовое образование должно стать частью школьного. Но цель его – не только включение содержания правового образования в школьные учебные программы, но и создание таких условий, которые порождали бы правовые отношения между всеми участниками школьной жизни. Приморской школой прав человека разработана модель гражданского образования, которая успешно внедрена в региональный базисный учебный план.
    Сотрудниками аппарата Уполномоченного совместно с преподавателями Уссурийского государственного педагогического института (УГПИ) начата разработка специального курса «Нормативно-правовое обеспечение образования» для студентов педагогических специальностей. Очевидно, что назрела необходимость включения в региональный компонент ученого плана всех специальностей (кроме юридических) обязательного спецкурса «Права человека» во всех вузах Приморского края. Весьма полезной может стать работа по организации практики и стажировок студентов юридических специальностей в аппарате Уполномоченного.

Взаимодействие с общественными организациями,
средствами массовой информации


     Стремясь содействовать развитию институтов гражданского общества и исходя из взаимной заинтересованности в создании эффективной системы защиты прав и свобод человека в Приморском крае, мы придаем большое значение взаимодействию с общественными правозащитными организациями. Уполномоченным подготовлены и подписаны соглашения о взаимодействии по защите прав и свобод человека Приморского края с десятью общественными организациями (Адвокатское бюро «Правовая конструкция», Приморское краевое отделение Российского детского фонда, фонд международного сотрудничества «МИР», Владивостокский городской общественный фонд «Мы, Граждане!», «Центр развития гражданских инициатив и социального партнерства» и другие). В 2004 году по инициативе и при поддержке Уполномоченного в Приморском крае Фондом международного сотрудничества «МИР» были подготовлены ряд проектов, направленных на совершенствование методов и организационных мероприятий по защите прав человека в Приморском крае. Проекты были подготовлены в рамках программ, финансируемых ЕС, Программа ЕИДПЧ (Европейская инициатива в области демократии и прав человека) и АМР (Агентство США по международному развитию).
Взаимодействие с общественными правозащитными организациями предполагает обмен информацией о нарушениях прав граждан, сотрудничество в проведении мероприятий, направленных на выявление, пресечение и предупреждение нарушений прав человека, взаимопомощь в вопросах оказания правовой помощи и соответствующих консультаций в деле защиты прав, координацию совместной деятельности в проведении «круглых столов», «горячих линий», конкурсов, семинаров и конференций. Нами начата совместная работа по восстановлению нарушенных прав граждан и обмен информацией о правозащитной деятельности, предполагается сотрудничество в осуществлении правового просвещения граждан по вопросам прав и свобод человека. Одним из примеров полезности такого взаимодействия можно считать активное участие сотрудников аппарата Уполномоченного в краевом семинаре «Механизмы защиты прав детей», проводимом Центром развития гражданских инициатив в октябре 2004 года.
Особое значение придается использованию средств массовой информации для повышения оперативности и эффективности деятельности по защите основных прав и свобод жителей края. Регулярные интервью и выступления Уполномоченного на Приморском радио и телевидении, пресс-конференции, публикации и ответы на вопросы корреспондентов центральных, краевых, городских и районных газет, размещение пресс-релизов на сайтах Администрации Приморского края и Законодательного Собрания Приморского края дали возможность проинформировать население Приморья о появлении института Уполномоченного, его адресе, номере телефона, задачах, функциях, возможностях и первых результатах деятельности. Значительное увеличение числа устных и письменных обращений граждан после выступления Уполномоченного в средствах массовой информации свидетельствует об актуальности усилий по защите и восстановлению прав жителей края практически во всех сферах личной и социально-экономической деятельности людей, живущих в крае. Уполномоченным и работниками его аппарата установлены регулярные рабочие контакты со всеми краевыми средствами массовой информации, что дает возможность не только информировать население Приморья о провозглашенных основополагающих правах человека, но и позволяет рассказать о новом специальном механизме их защиты – о возможности обратиться к Уполномоченному. Совместно с газетой «Золотой Рог» идет подготовка к реализации проекта создания ежемесячной рубрики (страницы) «Уполномочен защитить».

Совершенствование форм и методов деятельности аппарата Уполномоченного

    Даже небольшой опыт работы Уполномоченного свидетельствует, что получение достоверной и полной информации о соблюдении прав и свобод человека и гражданина в крае невозможно только на основе анализа поступающих в адрес Уполномоченного письменных обращений (жалоб) граждан на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц. С появлением офиса у граждан также появилась возможность обратиться непосредственно в приемную Уполномоченного или позвонить туда по телефону. Уполномоченный ведет личный прием граждан по предварительной записи в последний вторник каждого месяца. Сотрудниками аппарата организован прием с 14 часов ежедневно, кроме субботы и воскресенья. В основу реагирования на факты нарушения прав граждан был положен метод правовой оценки ситуации. При этом основное внимание уделяется обоснованности правовых заключений. Одновременно с этим в заключениях, направляемых органам и должностным лицам, принявшим решения, противоречащие действующему законодательству, использовались критерии не только юридические, но и моральные – социальная справедливости при оценке административных актов и действий, принципы конституционности, законности и уважения личного достоинства.
   Анализ географии поступающих обращений показал необходимость «приближения» Уполномоченного к гражданам, проживающим вне города Владивостока. В этих целях начата работа по открытию в муниципальных образованиях края представительств Уполномоченного на общественных началах. Первый представитель Уполномоченного появился в городе Большой Камень. Предполагается создание сети общественных представительств Уполномоченного по всему краю. Будут проводиться плановые ежемесячные выезды Уполномоченного и сотрудников аппарата для личного приема граждан на местах.


Уполномоченный по правам человека
в Приморском крае С.В. Жеков

Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Приморском крае