г. Владивосток, ул. Русская, 17/1
Тел.: (423) 231-93-48

«Право на справедливость» — интервью Юрия Мельникова

Источник: газета «Ваш информационный партнер» № 12 (410), июль 2019 г.

К. ЛЫКОВ, корреспондент

 

27 марта текущего года к работе приступил новый Уполномоченный по правам человека в Приморском крае Юрий Борисович Мельников. Для края он – человек не новый и далеко не случайный: почти тридцать лет омбудсмен проработал в органах прокуратуры Приморья, прошел путь от прокурора района до прокурора г.Владивостока и заместителя прокурора Приморского края. Одним из направлений его деятельности был надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Сегодня, кандидат юридических наук, Юрий Мельников, срок пребывания которого на новой должности перешагнул знаковую отметку «100 дней», рассказал в интервью корреспонденту газеты «Ваш информационный партнер» о том, что больше всего беспокоит жителей региона.

 — Юрий Борисович, как ни странно, в обществе до сих пор отсутствует четкое понимание необходимости специальной службы по защите «прав человека». Не говоря уже о том, что в нашем менталитете сформировалось стойкое, заложенное ещё советской  пропагандой – права человека нарушаются где-то там, далеко, за океаном…   Поэтому, первый вопрос – в чем заключается основная задача Уполномоченного по правам человека? Неужели эти функции не выполняются простым соблюдением действующего законодательства Российской Федерации?

— Прежде всего, задача моя и моих коллег в других субъектах Федерации — обеспечение дополнительных гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина. Данное положение закреплено, в частности, Уставом Приморского края.

Почему нужны дополнительные гарантии? Уполномоченный не вправе принимать решения, отнесенные к компетенции государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц. Но он может своим авторитетом, опытом и знаниями, а также нахождением как бы «вне плоскости» любого конфликта между гражданином, обществом и государством, выступать, я бы сказал, в качестве своего рода «посредника». Помогающего не только отыскать точки соприкосновения сторон, но и наиболее коротким и законным путём привести их к благополучному разрешению конфликта.

— Другими словами, ваша работа – что-то вроде становящейся популярной в России в последние годы процедуры т.н. «медиации», позволяющей разрешать бытовые, хозяйственные, межличностные и иные конфликты без привлечения «тяжелой артиллерии»?

 — В общем-то да. Хотя и на несколько ином уровне. Считаю своей задачей максимально использовать все доступные мне варианты для помощи, под другим, не чиновничьим углом, смотреть на, казалось бы, тупиковые ситуации и найти в правовом поле справедливое решение. Всё-таки, чиновники, несмотря на нарастающий в обществе негатив в их отношении – тоже люди, они тоже могут ошибаться, причем не обязательно делать это по злому умыслу. Задача Уполномоченных по правам человека – своевременно «поправить» идущих по не совсем верному пути представителей Власти и поддержать Гражданина.

Уполномоченный по правам человека, по сути, является связующим звеном между гражданами и властью. В ходе анализа обращений граждан, реакции на них компетентных государственных органов Уполномоченному становятся понятным недоработки и пробелы действующего законодательства, необходимость корректировки правоприменительной практики.

 — С какими трудностями приходится сталкиваться?

 — Следует отметить, что законодательство всё ещё продолжает развиваться и не всегда поспевает за постоянно растущими требованиями жизни.

Еще есть такая проблема, как правоприменительная практика: она не всегда единообразна даже в одном регионе, не говоря уже обо всей стране. Получается, что работа уполномоченных в большинстве субъектов РФ направлена, как правило, на восстановление нарушенных прав граждан. Хотя, на самом деле основная работа должна вестись в области предотвращения, профилактики нарушений, в области тщательного анализа применения законодательства чиновниками и должностными лицами. Есть ещё такая вещь, как правовое просвещение населения, а также ведение многоплановой разъяснительной работы.

Не секрет ведь, что порой бюрократам очень выгодно незнание людьми своих прав. Это позволяет им по-свойски, нередко, весьма и весьма вольным образом трактовать те или иные законы.

Приведу конкретный пример: в Приморском крае на протяжении многих лет буксует вопрос, связанный с реализацией прав граждан, вставших на учет по улучшению жилищных условий до 1 марта 2005 года (дата введения в действие Жилищного кодекса РФ). Отдельные органы местного самоуправления края этот порядок, трактуют неоднозначно, причем, отнюдь не в пользу граждан.

Как считает администрация г. Владивостока, граждане, вставшие на жилищный учет до 1 марта 2005 года и состоящие на данном учете, могут быть обеспечены жильем только в случае признания их малоимущими и при повторном принятии на жилищный учет. При этом данные граждане подлежат обеспечению жильем, исходя из даты повторного принятия.

Приведенный подход к ведению жилищного учета отмечен в ряде муниципальных образований края. В данных муниципалитетах в течение многих лет граждане, поставленные на жилищный учет до введения в действие ЖК РФ, фактически не имеют возможности реализовать своё право на жилище.

Проанализировав поступающие в аппарат Уполномоченного многочисленные обращения, считаю неверным такое толкование соответствующих положений ЖК РФ. Повторного принятия данных граждан на жилищный учет после признания их малоимущими не требуется, так как они уже приняты и состоят на данном учете.

К примеру, гражданин Б не согласился с действиями администрации города и указал, что был принят на жилищный учет в 1972 году, в 2013 году был признан малоимущим и вновь принят на жилищный учет с датой постановки в 2013 году. По инициативе Уполномоченного состоялось судебное разбирательство и решением Ленинского районного суда на администрацию г. Владивостока возложена обязанность привести в соответствие жилищный учет гражданина Б. В результате, нарушенные права были восстановлены, его порядковый номер в списке очередников был изменен с трехзначной цифры на первый. Но это пока только один пример подобного рода, права же других граждан в аналогичной ситуации остаются нарушенными. Сейчас мы ведём работу по ряду аналогичных обращений, готовятся соответствующие материалы в прокуратуру.

Есть и другие примеры «чиновничьих хитростей», причем, их очень и очень много.

Уполномоченный — в составе Координационного совета при Главном управлении Минюста России по Приморскому краю

 

— По сути, бюрократический аппарат становится своего рода «пятой властью» в стране, способной с легкостью блокировать принятие и реализацию любых, даже самых разумных решений, нацеленных на улучшение жизни граждан?

 — Я бы так не сказал, но в какой-то степени мы уже к этому опасно близки. Чтобы не бороться с последствиями (что намного дольше и сложнее сделать), а проводить профилактику подобного рода нарушений, считаю, что уже сегодня Приморскому краю жизненно необходима целевая программа в области соблюдения прав человека и правового просвещения населения! Необходима продуманная, многоплановая, утвержденная властью, работа с населением во всех областях.

Такие программы есть, но пока что в регионах их очень мало. Получается так, что разнопланово вопросами соблюдения прав человека и правовым просвещением населения сегодня занимаются множество структур. Отсутствие комплексного подхода не дает глубокой возможности создавать условия, позволяющие гражданам самостоятельно ориентироваться в вопросах права, формированию устойчивого интереса граждан к правовой сфере жизни обществ. Я считаю, что необходимо создание поддерживаемой государством на уровне субъектов Федерации единой системы правового образования, консультирования и обеспечения, а также защиты интересов граждан. Схожая программа в сфере правового просвещения действует в Вологодской области.

— Тогда возникнет проблема зависимости этой системы от собственно власти. Скажем, ваша служба: насколько «независимым» вы лично себя чувствуете?

 — Вполне! Независимость, если применять это понятие к моей работе –политическая самостоятельность, свобода выбора форм и методов работы.  Права, меры воздействия, гарантии и обеспечение деятельности, которые есть у Уполномоченного по закону, вполне достаточны для выстраивания деловых отношений со всеми органами и ветвями власти.

Скажем, по результатам рассмотрения жалоб, обобщения итогов их рассмотрения, изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод человека Уполномоченный в состоянии инициировать рассмотрение вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении должностных лиц, в решениях или действиях (а равно бездействии) которых усматривается нарушение прав, свобод или законных интересов заявителей. Я могу также обратиться в государственные органы, органы местного самоуправления с ходатайством о наложении дисциплинарного взыскания в отношении должностных лиц, в решениях или действиях (бездействии) которых усматривается нарушение прав, свобод или законных интересов заявителей.

В краевом законе «Об административных правонарушениях в Приморском крае» предусмотрена ответственность за невыполнение должностным лицом органа государственной власти Приморского края, органа местного самоуправления, организации или общественного объединения законных требований Уполномоченного, либо создание препятствий в осуществлении деятельности.

Предусмотрена ответственность и за неправомерный отказ в предоставлении, либо уклонении от предоставления информации, а также предоставление по запросам Уполномоченного заведомо неполной или ложной информации, либо нарушение установленного порядка и сроков предоставления информации.

Юрий Мельников принял участие в заседании межведомственной комиссии

 

— Администрация края и его руководитель оказывают поддержку в вашей работе?

 — Считаю, что не просто поддерживают, но и делают это в максимально возможной степени. Кстати, также как и председатель, и депутаты Законодательного Собрания Приморского края. Достаточно назвать хотя бы Закон Приморского края «Об Уполномоченном по правам человека в Приморском крае», который был отмечен как один из достойных самой высокой оценки при проведении рабочим аппаратом Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации по итогам мониторинга профильного регионального законодательства. Некоторые положения именно нашего, краевого закона нашли отражение в проекте федерального закона об уполномоченных по правам человека в субъектах РФ, принятом Государственной Думой РФ в первом чтении в мае этого года.

— Как происходит взаимодействие между аппаратом Уполномоченного по правам человека, правоохранительными органами и властными структурами?

 Мы заключаем соглашения о взаимодействии, такое право нам дает краевой закон, и договоренность федерального Уполномоченного по правам человека Татьяны Москальковой с руководителями правоохранительных органов. В этом году обновили соглашения о сотрудничестве с прокуратурой Приморского края, ГУФСИН России по Приморскому краю, в перспективе соглашение с УМВД России по Приморскому краю и другими органами.

Например, при проведении личного выездного приема Уполномоченного в муниципальном образовании, со мной вместе работают прокуроры городов и районов. Сейчас составляются графики совместных приемов моих общественных представителей в городских округах и муниципальных районах Приморья с прокурорами на местах и это часть положения, закреплена в Соглашении с краевой прокуратурой. Несколько лет подряд Уполномоченный совместно с начальником Управления ФССП России по Приморском краю проводят «Единый день приема граждан» и в муниципальных образованиях прием ведут старшие судебные приставы-исполнители отделов судебных приставов совместно с представителями Уполномоченного.

Кроме того, нами проводятся выездные приемы осужденных в исправительных учреждениях края.

При Уполномоченном по правам человека в Приморском крае действует Общественный совет по взаимодействию с общественными правозащитными организациями. В заседаниях этого Общественного Совета регулярно принимают участие приглашенные руководители территориальных органов федерального и регионального уровня.

Ежегодные доклады Уполномоченного о деятельности и специальные изучаются компетентными лицами и отрадно, что рекомендации, изложенные в докладах, реализуются, причем в достаточно большом объеме.

Ещё один важный момент — участие в совещаниях, проводимых губернатором Приморского края, в заседаниях Законодательного Собрания, в конференциях судей, в итоговых коллегиях полиции, прокуратуры и других ведомств. Таким образом, я могу обозначить актуальные проблемные вопросы и высказать свои предложения, услышать должностных лиц.

10 июня федеральный омбудсмен Т.Н. Москалькова встретилась с Президентом Российской Федерации В.В. Путиным. Проблемы, которые они обсуждали, актуальны и для Приморья?

— Действительно, приоритеты, которые определила Татьяна Николаевна для нас важны так же, как и для всей России. Скажем, такой пласт вопросов, как обеспечение прав женщин. У нас в крае достаточно велика доля активных женщин, участвующих в политике, работающих в органах законодательной и исполнительной власти и местного самоуправления. Но, несмотря на очевидную тенденцию к повышению роли женщин, вопросы защиты их прав остаются не до конца решенными. И я полностью поддерживаю Национальную стратегию действий в интересах женщины на 2017-2022 годы. В прошлом году количество обращений женщин к Уполномоченному в Российской Федерации составило более 800 человек, это на треть больше, чем поступившие обращения от мужчин. В этом году эта цифра уже перевалила за триста за неполных шесть месяцев. Волнуют их вопросы трудового и жилищного законодательства, охраны здоровья, сокращения разницы в оплате труда. Ведь представьте только, на домашней работе неоплачиваемой и не попадающей в трудовой стаж, женщина затрачивает в три раза больше времени, чем мужчина. И многие из них продолжают работать, строить карьеру. Думаю, в ближайшие годы эти вопросы станут решаться намного активнее, чем прежде.

— 15-16 мая этого года в Казани состоялся Координационный совет российских уполномоченных по правам человека, специально посвященный такой теме, как «Защита трудовых прав граждан». Что это за структура такая – Координационный совет?

 — Это совещательный орган, куда входят все Уполномоченные страны, возглавляет его Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Николаевна Москалькова. В заседании КС принимают участие не только Уполномоченные, но и руководители государственных, надзорных и контролирующих органов РФ. При совместных общениях Уполномоченных всей страны, обмене соответствующей информацией и опытом работы вырисовываются системные проблемы в области защиты прав и свобод человека и гражданина. Эти актуальные вопросы и рассматриваются на заседаниях Координационного совета Уполномоченных по правам человека, вырабатываются единые подходы или варианты для их решения, в том числе путем направления рекомендаций законодательным, исполнительным и контрольно-надзорным государственным органам.

— Как показывает практика, одной из сфер, в которой весьма часто происходят нарушения в России в последние годы стала область трудовых отношений, правовое поле взаимодействия между работником и работодателем…

 — Это действительно так. По утверждению Генерального прокурора РФ Ю.Я Чайки, которое он высказал 28 мая 2019 года, выступая в Государственной Думе, несоблюдение трудовых прав остается наиболее острой проблемой для граждан.

Не в последнюю очередь, по этой причине защита трудовых прав граждан – важнейшее направление деятельности института Уполномоченных по правам человека. Право на труд является одним и основополагающих конституционных прав граждан. Фактически от его реализации зависит нормальная жизнедеятельность человека, возможность содержать семью, обеспечивать качественный отдых, поддержка пожилых родственников и т.п. Как отметил в своем выступлении Президент РФ Путин В.В. на съезде профсоюзов в мае 2019 года, регулирование споров в трудовой сфере не бывает простым и гладким, ведь интересы работников и работодателей зачастую кардинальным образом расходятся.

В этой связи защита трудовых прав работников сегодня стала особенно актуальной. Арсенал правовых средств для этого в российском законодательстве имеется и немалый. Однако, на практике мы зачастую сталкиваемся с разрывом между установленными гарантиями этих прав и фактическими возможностями по их реализации. Особенно это наблюдается в организациях частных форм собственности, где нередко работодатели, вопреки требованиям законов, бесцеремонно навязывают свою волю наёмным работникам.

Здесь, как раз, и возникает необходимость эффективной государственной защиты в трудовой сфере, в том числе и силами Уполномоченных по правам человека. Причем, эта защита может заключаться как в принятии конкретных решений по обращениям граждан, так и посредством инициирования соответствующих законодательных новелл.

В целях повышения уровня защиты права человека на труд, по итогам заседания Координационного совета Уполномоченных по правам человека было сформулировано 38 рекомендаций в адрес государственных органов, которые выработаны исходя из практики работы Уполномоченных в различных регионах страны.

Рекомендации адресованы и будут направлены Государственной Думе Федерального Собрания РФ, Правительству РФ и отраслевым Министерствам, Генеральной прокуратуре РФ и Федеральной службе по труду и занятости, Федеральной службе исполнения наказаний России, Федеральному архивному отделу, Федерации независимых профсоюзов России и др.

Если кратко, то, например, Государственной Думе ФС РФ будут направлены рекомендации ускорить рассмотрение проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», в части совершенствования регулирования защиты прав работников должника в ходе процедуры банкротства. Правительству РФ — рассмотреть вопрос о подготовке законопроектов об усилении уголовной ответственности работодателей за преднамеренное и фиктивное банкротство, а также устанавливающих порядок выплаты компенсации работнику в случае задержки причитающейся ему заработной платы работодателем-банкротом. Представляется крайне важным направление в Правительство РФ рекомендации о подготовке законопроекта о внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О ветеранах», в части возможности получения звания ветерана труда для граждан, имеющих трудовой стаж более 40 лет, однако не имеющих знаков отличия.

— Юрий Борисович, насколько часто обращаются за защитой своих трудовых прав именно жители Приморского края? Всё-таки мы, дальневосточники, народ простой и суровый, привыкли возникающие проблемы решать по большей части самостоятельно…

 — Если говорить о количестве подобных обращений, то их доля в общей массе, действительно, не самая высокая. Но значимость проблем, о которых говорят обратившиеся к Уполномоченному, на самом деле, чрезвычайно высока. Тем более, что в ряде случаев за обращением стоят трудовые коллективы, а не только отдельные работники.

Всего в 2018 году к Уполномоченному поступило 173 письменных и устных обращений граждан по фактам нарушений их трудовых прав. Это были жалобы по вопросам трудоустройства и увольнения, восстановления на работе, оплаты больничных, охраны труда, невыплаты выходных пособий, несогласия с нормированием труда, наложением дисциплинарных взысканий и др. Основной массе обратившихся оказана помощь во взаимодействии с прокуратурой Приморского края, следственным управлением Следственного комитета РФ по Приморскому краю и Государственной инспекцией труда в Приморском крае.

Например, более полутора лет мы занимались обращением бывшего работника ОАО «Б». Этот гражданин обратился к нам с просьбой помочь ему получить заработную плату, которую задерживали более трех месяцев, несмотря на наличие судебного решения. Выяснилось, что ОАО «Б» признано банкротом и судебные приставы исполнители не смогли исполнить решение суда. С нашей подачи заявитель обратился в Следственное управление Следственного комитета России по ПК. В итоге было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 2 статьи 145.1 Уголовного кодекса РФ. В результате, долг по зарплате свыше 150 тыс. рублей выплатили незамедлительно.

Сходным образом, после обращения к Уполномоченному и возбуждения уголовного дела в отношении работодателя, выплачена заработная плата и сотруднику ФГУП «Д».

Ещё один пример из того же ряда – на нашем контроле длительное время находилось обращение бывших сотрудников образовательного учреждения в поселке Кавалерово по вопросу невыплаты заработной платы. Нарушение трудовых прав граждан возникло в связи с неустойчивым финансовым положением школы.

Вопрос о погашении задолженности удалось решить после ареста имущества организации, и его реализации. Задолженность, порядка 700 тыс. рублей, перед сотрудниками была погашена.

Надо ведь понимать: соответствующий размер оплаты труда неразрывно связан с возможностью обеспечить достойный уровень жизни трудящемуся и его семье. В 2018 году в России приняты важные нормативные документы, влияющие на оплату труда. Значимым изменением явилось увеличение минимального размера оплаты труда и доведение его до уровня прожиточного минимума. Как известно, в истекшем году произошло поэтапное увеличение минимального размера оплаты труда: с 1 января 2018 года до 9489 рублей, с 1 мая 2018года — до прожиточного минимума — 11163 рубля. С 1 января 2019 года МРОТ установлен в сумме 11 280 рублей в месяц.

Однако, работодатели и здесь допускают нарушения трудового законодательства. К примеру, к нам обратилась с жалобой на низкий размер оплаты труда жительница г. Уссурийска, которая работала у индивидуального предпринимателя. В интересах этой гражданки я обратился в Государственную инспекцию труда в Приморском крае. По результатам проверки данный факт нарушения трудового законодательства нашел свое подтверждение: размер установленной ей заработной платы действительно оказался ниже установленного МРОТ. Работодатель за допущенные нарушения привлечен к административной ответственности, ему было выдано предписание о перерасчете заработной платы до размера минимального размера оплаты труда и производстве доплаты работнику, которое впоследствии было исполнено.

— Другими словами – основная масса претензий граждан к своим работодателям возникает в связи с оплатой труда?

 — Не совсем так, хотя нарушений в этой области действительно много. Проанализировав обращения граждан по фактам нарушений трудовых прав, мы пришли к выводу, что существует ещё и такая проблема, я бы сказал, «документарного» плана.

Несмотря на то, что нормами действующего законодательства об архивном деле в РФ предусмотрен механизм сохранения первичных документов работодателями независимо от форм собственности, а также установлена ответственность за нарушение этих требований закона, ежегодно в аппарат Уполномоченного по правам человека поступают обращения граждан с просьбой оказать содействие в поиске документов, необходимых для назначения или перерасчета страховой пенсии, либо мер социальной поддержки.

Так, к Уполномоченному обратилась по данному вопросу жительница Лазовского района. В ходе работы нам удалось установить, что документы работников прекратившего деятельность предприятия находились в одном из подсобных помещений здания, где ранее оно размещалось. Новая организация не являлась правопреемником и отказывала в предоставлении каких-либо сведений по соответствующим запросам. В связи с обращением Уполномоченного, руководством действующего предприятия документы были переданы в Государственный архив Приморского края. В итоге, заявитель получила необходимые документы, на основании которых произведен перерасчет пенсии в сторону увеличения.

К сожалению, случаев, подобных этому, достаточно много. Фактически, по вине безответственных работодателей, честно проработавшим многие годы людям назначают пенсии в минимальном размере, или же вообще отказывают в установлении страховой пенсии по старости!

Эта проблема оказалась актуальной для всей страны. Поэтому Решением Координационного совета Уполномоченных были подготовлены рекомендации Федеральному архивному агентству: внести в законодательство соответствующие изменения в части установления сроков передачи в архивные организации документов и ужесточения ответственности работодателей за сохранность документов о стаже и заработке работников.

Более того, по нашему мнению, учитывая актуальность данной проблемы, необходимо обязать работодателя при ликвидации организации и внесении сведений в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), предоставлять в налоговые органы документы, подтверждающие передачу в архивные организации документов работников по кадровому учету и о начислении и выплате заработной платы. Данное предложение мы направили для рассмотрения в установленном порядке.

— А как быть тем, чьи права уже нарушены и восстановить данные о реальном трудовом стаже не представляется возможным? Может ли институт Уполномоченных как-то решить этот вопрос?

 К сожалению, в таких случаях практически единственным способом является судебный порядок восстановления своего права.

В судебном процессе необходимо использовать все предусмотренные Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации возможности доказывания. Мы можем и оказываем содействие в истребовании в архивных органах и различных организациях ряда справок и документов, пусть и прямо не подтверждающих стаж заявителей, но являющихся косвенными доказательствами, других документов, позволяющих например, установить граждан, вместе работавших с заявителем, размер заработной платы по аналогичной должности и т.п.

В совокупности, оценив доказательства подтверждающие правоту заявителя, суд может принять решение о подтверждении стажа, в том числе и льготного для назначения пенсии или выплаты её в повышенном размере.

 — Ещё один наболевший вопрос – «работа под честное слово». Т.е. использование наемного труда без оформления каких-либо документов.

 — Действительно, это ещё одна актуальная проблема, ущемляющая как права работника, так и интересы государства, которому, в конечном счете, не перечисляются налоги с заработной платы. Гражданин при этом не может претендовать на установленные трудовым законодательством выплаты, ему не засчитывается трудовой стаж, не производятся пенсионные отчисления. В молодости это кажется не страшным, а вот когда уже подходит время оформлять пенсию…

Отсутствие трудового договора, в котором прописаны режим работы, условия оплаты труда, социальные гарантии, позволяют недобросовестному работодателю нарушать трудовые права работника. А подтвердить свои исковые требования в суде работнику порой не представляется возможным.

Во-первых, определенная категория граждан в силу возраста, состояния здоровья, тяжелого материального положения и отсутствия оснований для оказания бесплатной юридической помощи и др. не может самостоятельно обратиться в суд. А во – вторых, доказывая в суде свою позицию, работодатель и работник находятся не в равных условиях. В подтверждение своих требований работнику необходимо истребовать документы у работодателя, который являясь ответчиком по иску работника, не заинтересован в полном и быстром предоставлении соответствующих документов.

— И как же выйти из этого «заколдованного круга»?

 — Мне представляется целесообразным рассмотреть возможность внесения изменений в законодательство, позволяющих трудовым инспекциям оказывать защиту трудовых прав определённой категории граждан в судебном порядке. В Государственную Думу РФ в 2018 году был внесен проект закона о внесении поправок в статьи 356 и 357 Трудового кодекса о расширении полномочий трудовой инспекции в сфере защиты трудовых прав работников, наделив этот орган правом обращения в суд от имени работника и представления его интересов в суде. Однако данный законопроект принят не был. Уполномоченные рекомендуют вновь вернуться к данному законопроекту.

Кроме того, в такой ситуации Уполномоченные полагают одним из путей решения данной проблемы — это увеличение размеров штрафов, предусмотренных ч.4 ст. 5.27 КоАП РФ за неправомерный отказ в заключении трудового договора с работником либо ненадлежащее оформление трудовых отношений. Таким образом, устранение допущенных нарушений трудового законодательства, возможность полной реализации трудовых прав требует комплексного подхода, включающего как законодательные инициативы, так и объединение усилий государства и гражданского общества. Полностью согласен с моими коллегами, что защищенность трудящихся является одним из ключевых социальных маркеров уровня справедливости государства и зрелости общества.

— Напоследок – поделитесь, пожалуйста, наиболее актуальными планами на будущее? Хотя бы в качестве «новой метлы»?

 — В первую очередь, это проведение во Владивостоке расширенного заседания Координационного совета уполномоченных по правам человека Дальневосточного федерального округа и международной научно-практической конференции с участием федерального Уполномоченного, коллег из регионов, стран СНГ и АТР. Данное мероприятие, запланированное на осень этого года, на котором будут рассмотрены вопросы защиты прав граждан на безопасную окружающую среду, важно для всего Приморья, и органы власти это понимают.

Сегодня в обществе как никогда актуален запрос на справедливость. Повторюсь, Уполномоченный по правам человека, на мой взгляд, является связующим звеном между частью общества, особенно той её частью, нуждающейся в особой правовой защите, и органами всех ветвей власти.

 

Версия для печати Версия для печати